Какой выбрать сварочный аппарат. Этим вопросом задаются многие начинающие ремонтники и мы часто идём через ошибки. Я тоже ошибся при выборе своего первого сварочника. Общее заблуждение наверное такое – выбрать то, что по-проще (подешевле) и обойтись без покупки “всяких там балонов с газом”.
По такому принципу и покупают сварку “на электродах”.
Это ошибка. Лично я начинал с того, что приобрёл сварочный аппарат хорошей фирмы Nordik. Варит электродами.
Но он стоит без дела уже не первый год.
Мой первый опыт сварщика – это попытка варить им переднюю стойку на своей машине Москвич 2141. Вместо старого металла – вварил толстый уголок и “обернул” его металом. Проблемы начались при сварке более тонкого метала. Уголок варил электродом 2.5мм, а другие места довольно тонкими электродами “двоечка”. Нахватался зайчиков, намучился с регулировками – и результата желаемого не получил. Тонкий метал у меня всё равно прожигается. Кроме того, работа очень трудоёмкая. Особенно проблематично через сильно затемнённую маску попадать электродом в нужную точку, кроме того, очень плохо зажигается дуга на метале со следами ржавчины и т.д. Первые разы просто мучился.
Наверное у меня мало опыта и электроды у меня не те.
Была вторая попытка применения этого сварочного аппарата – занимался ремонтом низа дверей на своей машине. Получилось очень грубо и с дырками.
Задался целью найти тонкие, самые лучшие электроды толщиной 1.2мм или 1.0мм. Такие нашёл (2006год). Попробовал ими варить – всё равно сварка неаккуратная и получается с дырками. Самое неприятное – если метал прожигаешь насквозь – то не можешь заварить эти маленькие дырки. Сможешь, если “сожжёшь” себе все глаза.
Сделал вывод для себя самого -что для автодела такие сварочные аппараты не годятся. Они предназначены скорее для дачных дел, для сварки уголков забора, для приваривания толстого метала к толстому. Для работы с тонким металом они не годятся. На машине обычно приходится варить метал толщиной 08-09 мм. Это всё-таки тонкий метал.
Ошибка номер 2 при выборе типа сварочника. Пренебрежение возможностью абсолютно “за недорого ” приобрести обычную газосварку. Это приобретение комплекта двух баллонов (с ацетиленом и кислородом), приобретение шлангов и газовой горелки с соплом номер “двойка” и “тройка”.
Всё это не обязательно где то покупать, бывают случаи, когда такую газосварку удаётся приобрести просто “в дар”. Пусть баллоны будут просроченными и пустыми – это не страшно. Их придётся обменять на пунктах “заправки и обмена” на заправленные и аттестованные с доплатой. Доплата будет за переаттестацию старых, просроченных баллонов.
Мне с приобретением газосварки не повезло – она мне обошлась очень дорого. Я зачем то покупал новые дорогие баллоны по 5литров, которые для больших дел оказались не практичны. Купил в магазине новые и тут же обменял их на старые, но заправленные. По другому никак. Приёмщики были очень довольны.
Позже Мне пришлось перейти на большие стандартные балоны по 50 (?) литров.
Как сэкономить на приобретении малых баллонов (5 литров и 10 литров). Найти два никому не нужных старых баллона, отвезти их на пункт обмена и обменять их с доплатой на маленькие. Вас никто не спросит профессиональный вы сварщик или просто частное лицо. Взамен получите два полностью заправленных маленьких баллона (ацетилен+ кислород). По крайней мере так я поступил позже. Надо поискать такую фирму.
Даже сейчас считаю, что такое приобретение газосварки полезно каждому начинающему сварщику.
Все соседи по гаражам станут вашими хорошими знакомыми – всем когда-нибудь понадобится отвернуть “закисший болт”, нагреть прикепевшую гайку и т.д.
Кроме того, это универсальная сварка, чтобы про неё плохого не говорили. Хотя у неё есть свои минусы.
От газосварки “ведёт” тонкий метал (метал после сварки может иметь волны). Кроме того, она варит только тогда, когда метал нагрелся до состояния “плавится” и поэтому меняется структура самого метала. Он после газосварки более подвержен коррозии.
Зато газосваркой можно пользоваться во разных случаях :
- Откручивать закипевшие болты-гайки (говорили)
- Подгонять и изгибать любые трубы между глушителем и резонатором …
- Возможна пайка любых предметов от чайника до радиатора. Используется порошок бура и специальный медный припой в виде прутков. Пробовал так же медным припоем заплавлять маленькие дырки на машине.
- Можно ею вполне успешно пользоваться в неответственных местах. Мне газосварка очень нравится для сваривания полос металла “по их кромке”. Быстро и всегда аккуратно. Например иногда её использую для герметичного сваривания соединения трёх слоёв металла. Это низ порога (соединение порог-усилитель-короб).
- Можно разогреть например венец для насадки на маховик т.д.
- Ею “снимаются” прикипевшие шаровые и шкворня…
- Можно готовить и закаливать под свои нужды различные инструменты и приспособления.
Ради объективности стоит признать, что газосваркой так и не овладел в полной мере. Например, не смогу сделать заплатку на двери размером в 10 см. Т.е наложить новый метал и приварить его без заметных швов и, главное, без искривления наружной панели двери. А такой возможно, я сам видел такую работу. Мне ставили заплатку на дверь, не разбирая внутренней пластиковой обшивки.Получалось без искривлений и без заметных швов.
Сейчас я чайники редко паяю, газосварку применяю не часто. Газ сильно подорожал (более 1000р за ацетилен) и стараюсь баллоны пореже заправлять.
Но они у меня всегда в наличии. Газ выручал неоднократно. Сейчас основное использование газосварки для меня это—обжигание старой мастики и антикора на ремонтируемой машине. Не обязательно перегревать метал, надо просто нагреть мастику или антикор “с обратной стороны” металла. Тогда она легко слезает слоями. Такое снятие антикора намного удобнее, чем счистка его кругами болгарки и т.д.
Ещё поользуюсь газосварой когда надо подогнать “трудноподгоняемый ” толстый металл. При нагреве он начинает принимать нужную форму.
С газосваркой приблизительно разобрались.
Теперь о том, что действительно необходимо для сварщика, который собирается ремонтировать машины.
К этому приобретению вы всё равно придёте.
……………
Для ремонта авто предётся приобрести полуавтомат на проволоке и углекислом газе. Недорогая газосварка у вас останется для нагрева гнутого, битого металла, отогреввсего закисшего, для закалки и изготовления инструмента, для пайки медным припоем с бурой, для варки старого глушителя и ещё для десятка дел…
Cварочный аппарат типа полуавтомат это аппарат, подающий проволоку с нужной скоростью (регулируется) и подающий вместе с проволокой углекислый газ в зону сварки. Он идеально подходит для авторемонта. Метал не окисляется. Проволока “через электрическую дугу плавится ” и попадает на место сварки. Идеальный потому, что практически универсален по работе с разной толщиной металла, доступен и прост в использовании. Когда я начинал интересоваться “а не трудно ли им варить? ” мне объясняли, что им пользоваться может даже ребёнок. В принципе, так оно и есть.
Почему не упоминаю про плазменную сварку и про сварку с применением воды. Никогда таких аппаратов не имел и никогда не пользовался.Так же пугает их стоимость. Мы всё-таки берём аппарат для авторемонта, а не для того, чтобы испытывать возможности аппаратата. Нам надо варить металл толщиной 0.7-2.0 мм и полуавтомата для этого вполне достаточно. Аллюминивые головки блока или чугунные выпускные коллекоры мы варить не планируем.
Метал от полуавтомата не перегревается, сварка очень аккуратная, имеется возможность тонких регулировок – вплоть до заваривания минимальных (1мм) трещин и сквозных отверстий.
Мне от друзей достался старинный сварочный полуавтомат под названием ” Компакт 145″ 1993 года выпуск. Другого у меня не было и поэтому не имел возможности сравнивать его качество с другими. Когда он сломался, хотел покупать что то новой. Но не стал этого делать.
Прежний хозяин сказал, что Компакт участвовал в своё время на выставке и был признан одним из лучших (варил лезвие бритвы). Легенду эту не проверял, но решил свой полуавтомат восстанавливать (перестал работать мотор который тянет проволоку).
Пока мой аппарат был в ремонте брал во временное пользование у знакомого сварочный полуатомат Кельвин.
Чем мне например не понравился Тельвин. Своей одной очень неудобной функцией. При приближении проволоки к поверхности происходит автоматическое включение дуги (как будто сделано для удобства). Но это не нужно для ведения аккуратной аккуратной сварки (например, варим заднюю арку и не пытаемся проволокой попадать “куда попало”). Примеры как варил арки на разные машины есть на сайте.
Иногда же , наоборот, требуется проволоку поместить в отверстие и и только после этого начать это отверстие заваривать, самостоятельно нажав на кнопку “пуск”. Впрочем мастера такую функцию умудряются как то отключать. Не понравился, потому, что в своей линейке он не самый дорогой (6-8т.р) и поэтому имеет мало ручных настроек. Два режима: сильный ток – слабый ток и режим 1-2. Ещё, может быть, не понравится его короткий провод “массы” (хотя его легко нарастить самому). Лучше его сделать чуть длиннее чем сам “рукав” (из которого выходят проволока и углекислый газ). Чем прямее будет натянут рукав, тем ровнее всегда будет сварка (проволока всегда идёт равномерно и легко).
На моём российском режимов по-больше. Пока фото и Тельвина и какого то старинного Ставропольского (оказался с неплавными настройками). Не стал их отмывать ради фото сессии. Тельвин – абсолютно “рабочий вариант”, но хуже чем мой, который пока на ремонте. Дальше, по логике развития сюжета, должно быть показано фото моего аппарата.
………..
У меня сломался мой основной сварочник российской сборки 1992года выпуска (фото позже). Я бросил все силы на его восстановление. Аппаратом полуавтомат “Tельвин”, которым я сейчас временно пользуюсь мне не нравится, хотя он дороже и современнее. На примере моего старого попытаюсь объяснить свой выбор.
Тем более, что он, по разговорам, побывал когда то на выставке, где сваривал два лезвия бритвы (в демонстрационных целях). Обо всём этом возможно чуть позже.
Позже продолжим.
Пока не забыли- при выборе полувтомата обязательно надо посмотреть на длину рукава – полтора метра это не серьёзно. Это как болгарка с коротким проводом. На болгарке можно его нарастить, а на полуавтомате можно только купить новый. Я покупал отдельно длинный рукав для удобства в работе за 3 т.р. Лучше это обстоятельство сразу учесть при выборе своей покупки.
………
добавлено. Так получается, что возвращаюсь к добавлению не скоро. Фото моего старинного сварочника Полуавтомат сварочный Компакт-145
Так много хотел написать про него и не собрался.
Хорошее дополнение – зачем столько болгарок. Пусть они недорогие и быстро ломаются. Но, их много.
каждая для своего дела . Самой маленькой подтачиваю мелочи и затачиваю свёрла. От точильного станка отказался, затачиваю свёрла не отходя от машины – попробуте научиться так делать и вам понравится.
Одна из интересных историй про этот очень простой сварочник. Простой потому, что двигатель для проволоки это мотор стеклоочистителя от жигулей.
Один раз у меня сломалась электронная регулировка подачи проволоки ( скорость перестала регулироваться) Нашлось оригинальное решение, правда не мной.
Вместо целого блока электроники мы поставили блок плавной регулировки яркости освещения табло и освещения салона от машины ВАЗ 09.
В очередной раз порадовался за свой сварочный полуавтомат.
Электрическая схема Компакт 145
Здравствуйте,уважаемый.По-моему у вас очень полезный и интересный сайт.Много для себя подчерпнул,хотя со многим не согласен.Но по теме хочу высказать мнение по поводу сварочного аппарата: Telwin- очень хороший п\а за свои деньги,а тот факт,что ток включается не кнопкой на горелке, а включен постоянно,дак это конструктивная особенность именно вашей модели: обратите внимание на цифру 4( например 4.165 в вашем случае) она означает то, что на горелке присутствует постоянный +, ну или – если варить флюсом.Например мой Telwin bimax 162 включает ток по нажатию клавиши.Опять таки газосварка: боже упаси.21 век.Хранить в гараже кислород и ацетилен это мягко сказать опасно.Да и железо , сваренное ей долго не простоит: слижком уж большая зона термического влияния.Так что полуавтомат и только полуавтомат.Лучше инверторный!
Запись старая. Пытаюсь её исправлять, конечно полуавтомат и только он.
“Инверторный “- это буду разбираться… Напишу про свой, российский,который мне очень нравится. Так совпало – пришло время сейчас разобраться со своим сварочником.
Пишите – ещё, это всё пригодится …
здесь сохраню ссылку (потом пригодится) про обработку сварных швов
http://www.chipmaker.ru/topic/21667/
Газ нужен! Редко, но очень нужен! У меня пропан с кислородом. Пост собирал с миру по нитке, но кое-что пришлось докупить. Кислородник сп…ил на стройке, пропановый баллон был на даче. Пропановый редуктор и горелку подарили, кислородный редуктор и пламегасители купил. В грузовую ходовую без газа лезть нет смысла – там просто ничего не откручивается. На старых легковушках тоже часто без газа не откручивается ничего, а про шкворни на “Волге” я вообще молчу. Раньше обходился без газа наращивая сталактиты на массивных деталях и потом спиливая сталактиты. Но не всегда это удобно и не всякую деталь так можно прогреть. Газ (особенно кислород) тоже экономлю, т.к. чтобы его заправить постоянно надо кого-то просить помочь загрузить этот тяжеленный баллон в мою 21099, которую вообще жалко использовать для таких перевозок. Вообще машины требующие применения газовой сварки в работу желательно вообще не брать – это обычно гнилые ведра у которых хозяева не платежеспособны. Работа не торопливая, на любителя, так сказать . Электродная сварка у меня аппарат “универсал” 125 А. Использую его как пускозарядку, т.к. мой полуавтомат Норма 200 МП дает 190А и гораздо удобнее. Пробивает 5 мм. сталь! Варил им ухо балансира на МАЗе самосвале! Электродником можно только стеллажи варить и заборы.
Я только из-за проблемы поездок за газом переварил зад своего Москвича 41. Сделал часть задней полки (номерной знак) в багажнике съёмной. Надоело искать каждый раз помошников для загрузки балонов, теперь гружу их сам. Задние сидения на это время снимаю.
Почти со всем согласен, что написано.
У меня зеленый сварочный аппарат, что на фотографии. Это трансформаторный полуавтомат с блоком выпрямления. При смене полюсов позволяет варить флюсовой проволокой. Аппарат очень неплохой. У меня он уже лет семь или восемь. За это время поменял только горелку. Родную, без евроразъема положил на полочку, а купил евроразъем и современную горелку. Варит хорошо: от листового железа толщиной 8-10мм до тонкого металла 0,1 мм. В сравнении с полуавтоматом инверторного типа (у меня контур 150 как второй аппарат) варит немного хуже. Но Контур слабее и больше подходит для тонкого металла. Внешне швы примерно одинаковые при правильно подобранной скорости и токе. Простой и надежный аппарат. Подающий проволоку ролик состоит из двух частей. Когда стерлась насечка на роликах, пришлось разобрать и трехгранным надфилем немного насечку углубить. До сих пор все работает. Немного внешний вид подпортился, буду делать косметику (подкрашивать) и на морозе, в минус 15 градусов, вентилятор может не включаться, так как замерзает смазка в вентиляторе. Но решается просто – надо чем-то подтолкнуть лопасти вентилятора и он заработает. В теплую погоду все в порядке.
Для паечных работ есть аппарат “Лига”, на воде. Опыт эксплуатации этой устанки лет 15. У моего первого автомобиля многие детали корпуса были запаены медью или каким-то припоем. В общем “Лига” очень помогла для имитации заводской технологии соединения деталей корпуса.
Хороший, ценный коммент. Побольше бы таких.
Владельцы сварочного полуавтомата Компакт 145 – подскажите номинал резистора(на нижней полке большой зеленый). Или может есть спецификация к схемам, выложенным выше?
В таком поистине “тонком” деле, как сварка автомобильного металла – без профессиоанльного и хорошо подобранного инструмента просто не обойтись! Муж как то варил ланжерон на авто – тоже умучился и зайчиков нахватался от души, пока сделал более менее нормально.